Главная Карта-сайта Контакты

Вопрос

    О чем бы вы хотели почитать в нашей газете? Какие темы и рубрики вам интересны?

Поиск

 

Видео

  • Алексей Логанцов
    Алексей Логанцов


Праздники

    Информер праздники сегодня

Лучшее

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Пятница, 03 Марта 2017 Раздел: Актуально  |  Просмотров: 700

Члены вожегодского отделения «Союз пенсионеров России» всегда с удовольствием посещают творческую мастерскую ЦТНК.
Они уже освоили много рецептов старинных блюд. Очередной мастер-класс провели в Центре традиционной народной культуры по выпечке калачей, которые раньше считались символом богатства и сытости, поскольку пекли их из белой муки. Они были лакомством, которое бедные люди могли себе позволить только по праздникам.
Придумка эта сугубо русская, а точнее, московская. Московские калачи приобрели особую популярность в XIX веке благодаря придворному пекарю Ивану Максимовичу Филиппову (1824-1878). Сын бывшего крепостного, занимавшийся выпечкой и продажей в разнос пирогов, был признан первым хлебопёком России, а затем и Европы. В знаменитой книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» написано: «Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками». Обозы с «филипповским» хлебом шли даже в Сибирь и Париж. Особый рецепт теста позволял калачам долго оставаться свежими. Форма их была разная: в виде хомута или замка с круглой дужкой. В зависимости от рецепта, способа приготовления и места выпечки они делились на крупитчатые, смесные, толчёные, обварные, муромские, московские. 
Все участники мастер-класса рассматривали картину художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Новые хозяева». Многим знакомо это полотно, но мало кому ведомо, что живописец запечатлел русскую деревню после Столыпинской реформы. В бывшем помещичьем доме, на стенах которого ещё продолжают висеть портреты его былых владельцев, большая крестьянская семья пьёт чай из самовара с калачами из разрозненных фарфоровых чашек, когда-то принадлежавших старым хозяевам дворянского гнезда. Художник сознательно акцентирует внимание зрителей на этих выразительных деталях. Чай из самовара и калачи могли позволить себе только зажиточные люди, к числу которых до Столыпинской реформы крестьяне никогда не относились. «Кихтинский чай да муромский калач - полдничает богач». 
Великая народная мудрость, связанная с этими хлебобулочными изделиями, нашла отражение в пословицах и поговорках: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», «Свой хлеб слаще чужого калача», «Калачом не заманишь», «Ничто нипочём: был бы Ерофеич (водка) с калачом», «Из одной печи, да не одни калачи», «Со свиным рылом да в калашный ряд».
Калач и сегодня считается съедобным сувениром русской столицы. Он сохранил не только форму, но и старинную технологию и рецептуру выпечки. Тесто очень долго мнут и трут, делая замес, выпекая по особой технологии, чтобы получился неповторимый вкус и особенный аромат этого свежего хлеба. 
В Вожегодском районе тоже пекли калачи. Старожилы рассказывали, что они были похожи на баранки. Иногда в целях экономии муки делали их из толчёного картофеля. Наши участницы надели платки и фартуки, приступили к выпечке. Мария Германовна Кабанова научила готовить два вида калачей: московский и местный по рецепту Ухтомской волости.
Как и положено, у испечённых калачей была ручка и губа. Выглядели они привлекательно и на вкус очень хороши. Хотя многие признались, что наши ухтомские картофельные намного вкуснее. Женщины решили в ближайшее время побаловать родных и близких дешёвым и несложным в приготовлении народным блюдом.
Татьяна Калинина, 
заведующий по досуговой работе ЦТНК


© 2010
Борьба - общественно-политическая газета Вожегодского района Вологодской области